Как правильно считать маржинальность
Блог
Собственники бизнеса часто обращаются к нам со следующим вопросом: как нам посчитать доходность нашего бизнеса? Вообще мы зарабатываем в нашем бизнесе или нет?

Что такое маржинальность или доходность? Это не просто наценка на товар, которую делает продавец. Это та часть, которую продавец зарабатывает. Разница между продажной ценой и стоимостью товара, плюс все издержки производства и продвижения товара. Обычно маржинальность выражается в процентах. Она показывает собственнику, не только, сколько он зарабатывает, а когда он сможет покрыть все свои убытки, и в какой промежуток времени сможет получить свой доход.

Этот показатель очень эффективный. Он характеризует наш бизнес. Он очень характерен для unit экономики, где мы можем просчитать маржинальность на единицу товара.

Собрав все показатели, объем продаж, мы можем понять, какие у нас есть ресурсы для продвижения нашего бизнеса. Мы собираем не просто сумму прямых и косвенных затрат, сумму выручки, мы собираем все затраты, которые связаны с нашим бизнесом.

Для полного понимания приведем пример. Компания торгует тремя видами товара. Исходя из расчетов, один товар приносит 35% доходности, другой – 45%, третий – 50% доходности. Мы видим маржинальность. Мы можем определить, сколько это процентное соотношение приносит нам денег. Иногда эта маржинальность напрямую не связана с тем количеством денег, которые зарабатывает собственник. По той причине, что разная стоимость товара, различные расходы на этот товар. Товар, который нам приносит 35%, может приносить 1000 рублей с единицы. А товар с маржинальностью 50% - 150 рублей.

Проводя анализ не только в процентном соотношении, но и в стоимостном, мы видим общую маржинальность по компании. Исходя из этого, мы можем определить, какой товар для нас выгоден, он покрывает наши затраты не только на продвижение, но и на общие хозяйственные расходы. Мы сможем выяснить, какой товар выгоднее реализовывать. А также, определить, какой товар необходим, что надо искать на рынке для того, чтобы увеличивать маржинальность нашего бизнеса.

Обычно собственник подходит к вопросу маржинальности бизнеса, когда бизнес существует уже некоторое время. В начале этот вопрос тоже волнует предпринимателей, но его не всегда есть возможность оценить на начальном этапе. По той причине, что пока бизнес начинается, начинает расти, предприниматель не может расчитать, какие расходы он несет, какие расходы постоянные, как переменные. Вопрос маржинальности актуалььно решать, когда бизнес просуществовал какое-то время и есть общее представление о расходах и доходах.

Особенно пристальное внимание начинающему предпринимателю надо обратить именно на затраты. Затраты, которые он несет в целом на этот бизнес, и затраты в разрезе отдельных статей: на зарплату, на транспорт, на бензин, на доставку. Иногда предприниматели совершают ошибку. Он считает, что если он развозит товар на собственном автомобиле, то это не надо учитывать как расход. Надо проводить разделение. Когда автомобиль ездит по вопросам бизнеса, он несет затраты для этого бизнеса: затраты на бензин, на парковку, амортизацию автомобиля. Если предприниматель на начальном этапе выполняет функции курьера, то затраты на общественный транспорт, на косвенные расходы, почтовые расходы надо собирать. Это все относится именно к затратной части.

Смешение личных затрат и производственных может сыграть злую шутку. Предприниматель не сможет понимать, какие же затраты у него в бизнесе. Необходимо либо перенести личные затраты на бизнес, либо производственные затраты относить на личную жизнь.

Сбор всех затрат в бизнесе окажет хорошую услугу предпринимателю. Когда все затраты будут собраны в одном месте, он сможет понять, что он может отдать на аутсорсинг, соотнеся стоимость своих затрат и стоимость сторонних услуг. Он сможет сделать правильный вывод. Также это поможет при делегировании полномочий нанятому директору, руководителю отдела продаж или другим сотрудникам. Он не просто даст им заданаия, переложит ответственность, он переложит на них экономические расчеты. Цена, по которой будет продаваться товар или будут оказываться услуги, они коррелируют с рынком. Это уже другая зависимость. Предприниматель передаст же затратную часть, он сразу сможет поставить задачу, сколько прибыли должен принести ему этот сотрудник. Он передаст карту затрат.

Нужна квалифицированная бухгалтерская помощь?
Отправьте заявку нашим специалистам!
Made on
Tilda